Значение варикозной трансформации в генезе нарушений венозного возврата

Кудыкин М.Н.
Нижний Новгород

Наличие варикозной трансформации поверхностных вен нижних конечностей на протяжении многих десятилетий было неотъемлемой частью понятия варикозная болезнь. И до настоящего времени само определение нозологической формы варикозная болезнь подразумевает наличие варикозно измененных поверхностных вен нижних конечностей. Именно факт их существования многие авторы напрямую связывают с развитием хронической венозной недостаточности (ХВН) и появлением жалоб связанных с венозным застоем в нижних конечностях: отеки, боли в икроножных мышцах после физической нагрузки, ночные судороги и т.д. Следует отметить, что многолетние наблюдения за пациентами, оперированными по поводу варикозной болезни, свидетельствуют, что даже самое радикальное вмешательство, ликвидирующее все выявленные патологические токи венозной крови, приводит к не вполне убедительным и благоприятным результатам. Изучение значения варикозной трансформации поверхностных вен и ее влияние на формирование ХВН послужило предметом нашего исследования. Проведен анализ результатов хирургического лечения 14 человек, в послеоперационном периоде, в сроки наблюдения от 5 до 11 месяцев, вновь обратившихся с жалобами характерными для ХВН (основная группа). Все больные, включенные в исследование, первично обращались за медицинской помощью и предъявляли в качестве основной причины обращения жалобы на тяжесть и отеки нижних конечностей после физической статической нагрузки. Во время повторного обращения наличия несостоятельных венозных путей выявлено не было. Тем не менее, больных беспокоили боли распирающего характера, тяжесть в икроножных мышцах, отеки после длительной статической нагрузки. Тяжесть проявления этих симптомов больные оценивали с использованием шести бальной визуальной аналоговой шкалы на момент повторного обращения, на момент первичного обращения за медицинской помощью. Кроме того, была проведена оценка эффективности лечебных мероприятий направленных на купирование предъявляемых жалоб после назначения комплексного консервативного лечения. Контрольную группу (n=12) составили пациенты репрезентативные по основному заболеванию, но отказавшиеся от оперативного лечения. Ими соблюдался режим компрессии и назначался поливалентный флеботропный препарат Антистакс. Среднее значение выраженности проявлений ХВН в основной и контрольной группе до начала лечения достоверно не отличались и составило 5,52 и 5,43 балла соответственно (р>0,05). Спустя месяц после окончания курса лечения выраженность проявлений ХВН в контрольной группе составила 1,83 балла и достоверно отличалась от выраженности проявлений ХВН в основной группе — 4,08 (р<0,05). Такая оценка, несмотря на некоторое улучшение самочувствия после операции, не может быть признана удовлетворительной. Назначение комплексной терапии с включением препарата Антистакс позволило улучшить субъективную оценку своего состояния у всех больных основной группы. Спустя месяц по окончании терапии оценка проявлений заболевания в основной группе составила 1,93 балла. На основании проведенного исследования нами сделан вывод, что варикозная трансформация, как и ХВН, вполне определенно могут рассматриваться как относительно самостоятельные нозологические формы, что определяет дифференцированный подход к выбору лечебной тактики. Ликвидация варикозно трансформированных вен не в коей мере не может быть синонимом избавления от ХВН как самостоятельного заболевания. На наш взгляд, устранение варикозного синдрома с использованием малоинвазивных хирургических технологий позволяет получить удовлетворяющий пациента результат, а для достижения цели купирования явлений хронической венозной недостаточности, в большинстве случаев, достаточно проведения сугубо консервативных мероприятий — компрессионной терапии и назначения поливалентной флеботропной терапии, эталонным средством которой можно считать препарат Антистакс.