Лечение в гинекологии – воспаление шейки матки и других женских органов

Лечение в гинекологии в большинстве случаев направлено на ликвидацию воспаления женских половых органов. Основная причина обращения к врачу – это симптомы острых и хронических инфекционно-воспалительных заболеваний репродуктивной системы.

Когда может потребоваться лечение

В большинстве случаев лечение в гинекологии назначается при наличии у женщины определенных жалоб. К самым распространенным из них относят:

• Усиление влагалищных выделений, изменение их консистенции, цвета и запаха. В таких случаях говорят о наличии белей, что обычно связано с вагинитом или кольпитом (воспалением во влагалище). Первопричиной таких патологических выделений бывают также бактериальный вагиноз, цервицит (воспалительный процесс в тканях шейки матки), эндометрит (поражение маточной слизистой оболочки).
  • Чувство дискомфорта, саднения во влагалище, что нередко сочетается с болями при половом акте. Все это относится к симптомам кольпита. Если присоединяются раздражение тканей вульвы и жжение при мочеиспускании, говорят о вульвовагините.
  • Боли внизу живота и в промежности. Бывают связаны с цервицитом, воспалением эндометрия и тела матки, поражением маточных труб и яичников, появлением спаек вокруг внутренних половых органов. Возможны и невоспалительные причины болевого синдрома.
  • Бесплодие. Одна из основных причин проблем с зачатием – хроническое воспаление в репродуктивной системе.
  • Нарушения менструального цикла. Основная причина этого – гормональный дисбаланс вследствие хронического воспаления придатков;
  • Боли, покраснение и односторонняя резкая припухлость в преддверии влагалища, что свидетельствует о развитии бартолинита. Это воспаление бартолиниевых желез и их выводных протоков, которое при хроническом течении приводит к формированию кисты и ложного абсцесса.
  • Деформация малых половых губ, появление спаек в области гениталий. Это является следствием хронического вульвита.

Но иногда терапия назначается женщине, которая не предъявляет никаких жалоб. Например, лечение воспаления шейки матки требуется при диагностике у пациентки бессимптомного эндоцервицита, эрозии и эктопии. Это является действенной профилактикой рака.

Принципы лечения

Гинекологические воспалительные заболевания требуют обращения к врачу и грамотно подобранной комплексной терапии. Самолечение чревато трансформацией процесса в хроническую форму, распространением воспаления, развитием далеко не всегда обратимых последствий. А изменение предписанной схемы антибиотикотерапии способно привести к формированию у возбудителей лекарственной устойчивости, что значительно осложняет дальнейший подбор препаратов.

Тактика лечения воспаления женских органов репродукции зависит от уровня поражения, выраженности процесса и основного причинного фактора. Учитывается и физиологическое состояние пациентки. Например, период беременности и лактации накладывает определенные ограничения при подборе противомикробной терапии.

Лечение воспаления женских органов может проводиться в амбулаторных и стационарных условиях. К основаниям для госпитализации относят:

• устойчивые к терапии инфекции;
  • тяжело протекающие и склонные к прогрессированию заболевания;
  • переход процесса в гнойную форму;
  • необходимость лечения воспалений матки;
  • ухудшение состояния на фоне амбулаторной терапии, присоединение осложнений;
  • появление показаний для хирургического лечения или использования эндоскопии и других альтернативных малоинвазивных методик.

Иногда причиной госпитализации становится необходимость индивидуального подбора антибактериальной терапии, особенно при наличии у пациентки гиперчувствительности или устойчивости к препаратам.

Что используется для лечения в гинекологии

Основа лечения воспалительных гинекологических заболеваний – противомикробная терапия. Чаще всего показаны антибиотики, возможно также использование противогрибковых и противовирусных средств. В настоящее время широко применяются комбинированные препараты, что повышает их результативность и снижает риск активации грибковой флоры.

Местные противомикробные средства применяются при вульвитной инфекции, вагините, бактериальном вагинозе, при лечении воспаления шейки матки. При этом они могут быть назначены в виде кремов, вагинальных таблеток и свечей (суппозиториев), растворов для орошений, ванночек и спринцеваний. При поражении внутренних половых органов используются препараты для приема внутрь, инъекции, внутривенные инфузии, а иногда и внутриматочные орошения.

В дополнение могут быть назначены противовоспалительные средства, иммуностимуляторы, антиоксиданты, витаминотерапия, физиотерапия. А так как противомикробная терапия негативно сказывается на состоянии влагалищной микрофлоры, показаны также местные средства для активации роста полезных лактобактерий. А при хроническом очаговом поражении шейки матки нередко приходится прибегать к частичной деструкции пораженной ткани, что проводится с помощью радионожа, криотерапии, лазера или электрокоагуляции.

Грамотно подобранное лечение позволяет быстро улучшить самочувствие женщины и благоприятно сказывается на функционировании всей репродуктивной системы. Но не стоит забывать, что исчезновение симптомов не должно быть причиной самовольной преждевременной отмены препаратов. Необходимо завершить рекомендованный врачом курс терапии, что поможет избежать рецидива и перехода процесса в вялотекущую хроническую форму. А при ЗППП и ряде других инфекций целесообразно лечение и полового партнера.