Причины рецидива трофических язв венозной этиологии

Кудыкин М.Н., Измайлов С.Г., Бесчастнов В.В., Клецкин А.Э., Мухин А.С., Васягин А.Н.
Нижний Новгород, Россия

Не смотря на очевидный прогресс в лечении трофических язв венозной этиологии (ТЯВЭ) сложным продолжает оставаться как сам процесс заживления язвенного дефекта, так и путь препятствующий возврату ТЯВЭ. По данным литературы до 30 % заживших трофических язв венозной этиологии вновь открываются в ближайшем периоде после заживления язвенного дефекта. Что продолжает обуславливать важную социальную значимость проблемы. Нами проведен ретроспективный анализ возврата страдания у 18 пациентов с хронической венозной недостаточностью третьей степени. Среди них у 12 человек имелись признаки посттромбофлебитического синдрома с полной реканализацией глубоких вен нижних конечностей, у 6 человек данных за перенесенный тромбофлебит не выявлено. Мужчин было 4 человека, 14 человек женщины. Всем исследуемым пациентам проводилось дуплексное сканирование венозной системы нижних конечностей с цветным картированием кровотока. Средний возраст пациентов 63,4±3,7 года. Давность существования язвенного дефекта до первичного обращения за медицинской помощью 22,3±3,2 мес. С момента заживления трофического дефекта до рецидива прошло в среднем 16 месяцев. У 12 человек развитие рецидивного язвенного дефекта наблюдалось в том же месте, двое больных отметили возникновение язвенного дефекта в другом месте на коже голени. Все больные, до обращения за специализированной флебологической помощью, получали лечение в общехирургических стационарах. В качестве лечебных средств направленных на заживление ТЯВЭ у всех наблюдаемых пациентов использовались курсы инфузий ангиотропных препаратов: реополиглюкин, трентал или пентоксифилин, назначались антикоагулянты и дезагреганты, больные получали флеботонические средства (диосмин, рутозиды), проводилось физиолечение в различных вариантах. Местное лечение включало в себя перевязки с антисептическими растворами, различные мазевые препараты, бинтование конечности эластичным бинтом. Оперативное пособие при первичном обращении не проводилось. Полного заживления язвенного дефекта в условиях стационара не удалось. Только 5 человек констатировали сокращение площади трофического дефекта на 50% за время лечения в стационаре проводимого от 14 до 24 суток. Полное же заживление трофического дефекта произошло в сроки от 6 до 14 недель после выписки из стационара. Предписанный режим ношения компрессионного трикотажа соблюдался только до момента закрытия язвенной поверхности, в дальнейшем больные самостоятельно отказывались от ношения компрессионного белья. Обращает на себя внимание тот факт, что качественный компрессионный трикотаж не был подобран ни одному пациенту. Для проведения назначенного оперативного пособия после заживления ТЯВЭ больные не обращались. Нами отмечено, что прием флеботропных препаратов больные прекращали самостоятельно, а повторные профилактические курсы, предписываемые как правило 2 раза в год больными не предпринимались. Примечательно, что трофические язвы открывались вновь в летний и ранний осенний период. Исследование показало низкую эффективность традиционных подходов. На основании проведенного нами анализа установлено, что возврат трофического дефекта на голени был обусловлен сохранившимся, не устраненным и нескорректированным извращенным кровотоком по венозной системе нижних конечностей. Выявленная тенденция к отказу пациентов от предложенного оперативного лечения после заживления ТЯВЭ диктует необходимость выполнения ранней коррегирующей операции, во время первичного обращения за медицинской помощью, не дожидаясь заживления язвенной поверхности. Таким образом, для профилактики рецидива ТЯВЭ, следует придерживаться активной хирургической тактики в отношении извращенного венозного кровотока, максимально индивидуализировать назначение лечения. Убеждать пациентов соблюдать предписанные режимы терапии, индивидуально подбирать компрессионные изделия.